top of page

ИКТ-взросление: от 5 до 12

Моему сыну 12. Он учится в 6 классе. Он активно использует компьютер и информационные технологии для игры и учёбы. Я, будучи в его возрасте, понимала только, как можно загрузить простенькую игру на ZX Spectrum, используя кассетный магнитофон, а о том, что компьютерная техника может занимать важное место в жизни и работе, я и подумать не могла. Какой же путь преодолевают нынешние школьники, становясь активными ИКТ-пользователями и создателями контента? Здесь стоит задуматься, поскольку у каждого этот путь индивидуален, однако, можно выявить некие общие закономерности, найти опорные точки в развитии. Одним из ярких воспоминаний детства для моего сына останутся обучающие диски по математике, языкам, о природных явлениях, содержащие головоломки и ребусы. До сих пор мы храним серию Magic English, благодаря которой совершены первые и уверенные шаги в английском языке. Незатейливые английские песенки, простые фразы и ситуации - всё это в форме красочной игры хорошо воспринимается и запоминается ребёнком. Я думаю, что именно эта серия повлияла на развитие интереса к языку. Очень хорошо я помню диск с игрой о весёлом поварёнке, где можно было выбирать понравившиеся рецепты и готовить виртуальные блюда. В какой-то степени данная игра воспитывала алгоритмическое мышление, параллельно развивая кулинарные навыки. Интересно, что иногда по просьбе малыша приходилось вместе с ним воплощать не виртуальные, а реальные рецепты. Здесь впервые разграничивалось игровое и жизненное, компьютерное и натуральное. Один из более поздних обучающих дисков назывался "Моё тело: как оно устроено". Забавный персонаж-скелет расказывал о том, как устроен мозг человека и сколько косточек в кисти руки. Благодаря данному диску мне не пришлось объяснять, откуда берутся дети: сын сам рассказал мне об этом, используя имеющиеся материалы. Отдельной строкой в ИКТ-развитии следует упомянуть Скретч - это целая эпоха нашего взросления от началки до 6 класса. Всё начиналось с простых проектов, потом было скретч-сообщество, потом собственные идеи, которые он прекрасно реализовывал. И до сих пор желание работать в Скретч сохраняется. Я думаю, сила влияния Скретч на ребят в том, что он достаточно прост и одновременно многофункционален. Имея минимальный набор функций, можно разработать свой собственный проект, такой, какого никто не делал до тебя. А погружаясь в Скретч дальше, понимаешь, что запасаешься задумками, которые непременно нужно осуществить и предъявить интернет-сообществу. В общем, это бесподобная вещь, которую я могу порекомендовать любому родителю. Изучайте, творите, пробуете работать вместе с детьми. В возрасте 8-9 лет мой сын начал регистрироваться в соцсетях, и я ощутила тенденцию "омолаживания" этих сервисов: здесь проводят время не только старшеклассники, но и ребята начальной школы. Хорошо ли это или плохо - отдельный разговор. Также сын использует Skype. Сегодня это наиболее важный для него канал виртуального общения. Очень часто ребята-одноклассники переписываются в Skype по поводу домашнего задания, также они используют возможности голосового вызова для обсуждения заданий, которые необходимо выполнять в парах. И более всего скайп задействован в онлайн-играх, таких как Майнкрафт. Последнее серьёзное игровое увлечение - Цивилизация. Это игра-стратегия, в которой необходимо гармоничное развитие государства, всех его сфер. Я считаю, что такие игры воспитывают терпение, расширяют кругозор, учат анализировать и планировать. Интерес к английскому языку, появившийся с Magic English, не угасает. И сейчас мы развиваемся в этом направлении на игровом сайте LinguaLeo, где можно формировать свой маршрут обучения. Также в ходу онлайн-переводчики, и их помощь иногда оказывается весьма кстати. И LinguaLeo, и переводчики могут использовать на стационарном компьютере и на планшете в зависимости от того, что находится под рукой в данный момент. Интересно, что у ребят данного возраста уже сформировано доверие к Википедии. Они обращаются туда не только по учебным вопросам (составить доклад, сделать презентацию, найти дополнительную информацию по учебной теме). Мой сын может читать Википедию по любому другому поводу: чтобы разрешить спор о конце света, чтобы узнать о шаровой молнии, чтобы расшифровать незнакомое слово, выхваченное из информационного потока. Иногда мой ребёнок увлекается переходом по гиперссылкам, тем самым организуя Чимборасо для самого себя. Но следует заметить, что у него ещё имеется сложность в обработке информации, получаемой через википедию, поскольку энциклопедические статьи могут содержать много длинных предложений и непонятных терминов. К тому же, 5-6 класс сейчас не относится к тем, кто учится по ФГОС, и многие не умеют обрабатывать текст (делать план выступления, составлять презентацию к докладу, сочетать текст с иллюстрациями, выделять тезисы, составлять список источников). Здесь необходима помощь учителей и родителей, поскольку учебники уже содержат задания следующего плана: "Найдите в интернете информацию о ...". Каким у нас был результат первого опыта, можно посмотреть в презентации об открытии Австралии. Благодаря интернет-сообществу, виртуальному общению с коллегами, мне посчастливилось однажды выбрать с лёгкой руки С.Афонина хороший подарок на 10-летие сына: Lego NXT 2.0. Я отчётливо помню, что сборка конструктора продолжалась чуть ли не ночами, а достигаемые маленькие успехи вызывали существенный восторг. Сегодня я считаю, что занятие робототехникой должно обязательно происходить в команде. Это начальный опыт программирования, конструирования, проектной коммуникации.

Отдельно отмечу, что в своём ИКТ-развитии ребёнок одновременно и использует цифровые продукты, и создаёт собственный контент. Сколько простых картинок было нарисовано, сколько сказок напечатано, сколько интерактивных презентаций с тестами было придумано - не перечесть. В процессе создания всего этого багажа мы всегда обсуждали идеи и их реализацию. Это тот самый важный момент, когда следует обратить внимание на произведённую работу, удивиться тому, что ребёнок уже умеет, похвалить за то, что очень хорошо получилось и предложить способы улучшения продукта. Цифровые образовательные ресурсы, интернет-серфинг, программирование, коммуникация, создание электронного продукта своей деятельности - вот основные точки взросления в сфере ИКТ. Сколько ещё впереди? Много. Но замечу, что пока у нас общий компьютер, и я всегда могу наблюдать, чем занимается ребёнок, так как нахожусь рядом. Продолжение следует...

приветствую

подписка на блог

что свежего
рубрики
bottom of page