top of page

Итоги скретч-олимпиады

В Псковском региональном центре дистанционного образования подведены итоги дистанционной олимпиады по программированию в среде Scratch. В общей сложности зарегистрировалось 60 участников из России, Белоруссии и Эстонии, поэтому олимпиада стала олимпиадой с международным участием. На сегодняшний день происходит рассылка дипломов и сертификатов, призов, аксессуаров от спонсоров и памятных сувениров. Географию олимпиады можно проследить на гугл-карте.

Задачи олимпиады были перечислены ранее, основная же цель заключалась в повышении мотивации учащихся к программированию. Участниками олимпиады могли стать учащиеся 5-8-х классов. Распределение участников по параллелям показывает, что максимальный интерес к данному мероприятию проявили шестиклассники. Это подтверждает нашу гипотезу о том, что этот и более младший возраст являются наиболее подходящими для знакомства со средой Скретч.

Отличительной чертой олимпиады являлась работа скретч-лаборатории, в рамках которой можно было познакомиться с этой средой программирования, рассмотреть примеры проектов, выполнить предлагаемые задания, поразмышлять над вопросами или спросить о том, что интересует. В ходе лаборатории мы касались работы с координатами в проекте, использования инструментов рисования, организации диалогов. Мы также рассмотрели возможности датчика случайных чисел, работу с символами и строками, организацию циклов и ветвлений, выполнение нескольких сценариев одновременно. Задания олимпиады доступны на странице лаборатории. Для каждой возрастной группы было предложено по три задачи, которые необходимо было выполнить в течение часа. Задания были разноплановыми: в одних предлагалось создать модель физического явления, в других - поработать с палиндромами, в третьих - создать творческий интерактивный проект. Следует отметить, что объём работы для 1 часа оказался достаточно большим и сложным, как и требуется на настоящих олимпиадах. Многие учащиеся 5-8-х классов оказались в такой ситуации впервые, и это потребовало от них мобилизации, распределения сил, концентрации внимания на выполняемых заданиях. Здесь важна роль руководителей школьных команд, которым пришлось организовывать олимпиаду в своих образовательных учреждениях, наставлять участников, помогать им правильно расставлять акценты в работе. На себе вместе со своими пятиклассниками я поняла, как трудно бывает убедить их, что можно выполнять задания не по порядку, или, если ты не знаешь, как выполнить все условия задачи, можно попробовать реализовать общую идею и сдать недоделанный проект: они почему-то хотели выполнить всё по-порядку и правильно. Это хорошее желание, но им стало понятно, что иногда оно мешает, и в некоторых случаях следует немножко изменить их алгоритмы выполнения учебных задач. Многие участники постарались выполнить все три задания. Просматривая все представленные проекты, жюри в первую очередь обращало внимание на работу скриптов: они должны были эффективно решать поставленную задачу. Скрипты должны были быть полными, предусматривающими разные варианты развития событий в проекте, но не утяжелёнными лишними конструкциями. При оценивании модели движения Земли вокруг Солнца мы обращали внимание также на такие детали, как цвет и размер объектов, фон, изменение размера объекта при движении, траектория и скорость движения, плавность траектории, всплывающие подсказки. Оценивая модель движения молекул в газах, мы уделяли внимание тому, как реализовано движение объектов и их взаимодействие с краями сцены и друг с другом. В задаче о палиндромах приветствовались неординарные способы решения, например, определение двузначных чисел-палиндромов методом нахождения остатка от деления числа на 11 (такие участники нашлись). Кроме того, предпочтение отдано проектам, в которых была предусмотрена проверка корректности ввода данных. В третьем творческом задании, которым являлось создание новогодней открытки или игры, помимо разбора скриптов множества объектов (полнота, соответствие работы условиям задачи), обращалось внимание на качество иллюстраций, расположение объектов на экране, эстетическое восприятие, оформление и звуковое сопровождение. В каждой работе мы искали использование разнообразных возможностей программы (работа с блоками движения, смены костюмов, случайными числами, циклами, ветвлениями). Мы критически относились не только к корректности скриптов и выполнению правил программирования, но также и к правилам орфографии, пунктуации русского языка, редактирования текста. Например, слово "палиндром" оказалось сложным для воспроизведения с клавиатуры для некоторых участников. Однако, нужно сказать, что в целом участники олимпиады достойно выдержали данное испытание. Обобщая проделанную работу, можно сделать следующие выводы: - олимпиада по программированию в Скретч выявила интерес школьников и педагогов к работе в данной среде; - наиболее подходящая возрастная категория для работы в Скретч: 5-7 класс; - олимпиада даёт возможность развивать у учащихся не только способности к программированию и творчеству, а также навыки самостоятельности, умение делать выбор и принимать решения; - следует продолжить использование данной среды в образовательном процессе, инициировать активности педагогов и школьников в разных формах (олимпиады, проекты, сетевые лаборатории, сообщества, школьные кружки, летние школы и пр.). И мы говорим: до новых встреч со Скретч в новом году!

приветствую

подписка на блог

что свежего
рубрики
bottom of page