top of page

мой лучший урок

Я никогда не любила историю. Преподаватель истории из Нижнего Новгорода Иван Горячков, с которым мы познакомились на конкурсе "Учитель года России", морщился и отмахивался, когда я напоминала ему парадокс Гегеля: "История учит нас лишь тому, что она никого никому не учит". Кстати, Иван по расписанию должен был давать свой конкурсный урок истории в кабинете физики, а я - физику... в кабинете истории. Вот такая история произошла с нами.

Сразу скажу, что это не пост оправданий и сожалений, это осмысление пути, который пройден. Честно сказать, готовиться к конкурсу мне было некогда в силу разных причин. И подготовка к конкурсному уроку шла весьма тяжело. Так долго и мучительно мои открытые уроки ещё не готовились. Графики зависимости кинематических величин от времени при равноускоренном движении, 9 класс. Когда я называла тему коллегам, они говорили, что тема плохая, неинтересная, скучная, невыигрышная. Я не соглашалась и продолжала искать фишку. Чем дольше я её искала, тем сильнее мне казалось, что на моём уроке останется одна фишка - это я.

Сначала хотелось использовать на уроке хорошее оборудование по механике, которое прибыло в нашу новую школу. Я долго разбиралась с цифровой лабораторией, физическим практикумом: программное обеспечение, приборы, отладка экспериментов по равноускоренному/равнозамедленному движению, воплощение собственных идей по проведению демонстрационных опытов. Это могло бы сделать мой урок весьма научным и серьёзным. Но в один прекрасный день я поняла, что всё это мне не по душе, поскольку оно съедает время и привязывает меня к демонстрационному столу и экспериментам, а для меня самое важное - общение с учениками. Наступил момент, когда до самолёта на Сочи оставалось три дня. Я дошла до точки кипения от складывающейся ситуации, плюнула на все дела, уехала в Изборск и села на берегу Мальского озера. Погода была отличная, белые лебеди плавали по синей воде то в одну сторону, то в другую. Я вглядывалась вдаль, насколько это позволяет моё зрение. Достала из сумки задачник по физике. Открыла. Закрыла.

Да. Это будет урок решения задач по теме. Только мы будем сами придумывать эти задачи исходя из того, что нам интересно. Будем строить графики, составлять уравнения зависимостей. И придём к результату. Тут же я начала записывать идеи в блокнот, прокручивать в голове элементы урока, которые собирались как пазлы. Это ведь будет в городе Сочи, значит, задачи будут о море и о спорте - о том, что окружает этих детей и о том, что должно быть им близко. Дети выстроят урок самостоятельно, исходя из своих потребностей. Где моё место на этом уроке? Рядом с детьми. И тогда это буду я - такая, какая всегда на своих уроках. Ведь главное на конкурсе - сохранить своё лицо, быть, а не казаться. И все эти технологии работы с навороченным оборудованием - шелуха, если за ними теряется связь ученика и учителя. Кто-то из жюри потом сказал мне, что урок был одновременно крутым и похожим на экспромт. Да, ведь урок и должен быть живым, несущим элемент открытия даже для учителя. Тогда на этом уроке никому не будет скучно (в том числе и жюри). Так оно и случилось.

В кабинете истории школы №100 г.Сочи я обнаружила портреты политических деятелей. Взяла в руки портрет Н.С.Хрущёва и думаю: "Ну, раз мы про равноускоренное движение ведём речь, то с лозунга "Догнать и перегнать" как раз и начнём". Коллеги-историки, работавшие рядом, были удивлены. За день до урока познакомилась с учителем физики сочинской школы. "Ой, у вас 9Б, они не очень разговорчивые". "Проблема," - думаю я. Меня поджидал ещё ряд проблем, связанных с организацией рабочего пространства. Я искала в школе №100 г.Сочи всё: дополнительную доску, беспроводную мышь, более высокий учительский стол, магниты для доски, маркеры и линейки для учеников. Нужно сказать огромное спасибо коллегам, которые пришли на помощь. Урок я готовила до вечера. Но на следующий день дополнительная доска, мышка и портрет Хрущёва исчезли. А в школу перед уроком я попала менее, чем за час, так как наш автобус сломался. Всё это не сразу, но утряслось, а для меня главным было увидеть детей. Я выходила в коридор и ждала их. Начала с ними разговаривать перед входом в класс, так как классный руководитель, сопровождавшая детей, убежала за линейками. Я быстро читала вслух имена на бейджах детей, поскольку могли попасться сложные. Одна девочка занавесила свой бейдж волосами. Спрашиваю: "Почему?" В ответ: "Потому что это не моё имя". Теперь в моей памяти навсегда девочка Аня, которая на самом деле Соня. Кстати, она довольно бойко отвечала у доски. Мы с ребятами беседовали до урока три минуты, пока заходили в класс и рассаживались. Я успела узнать, на каких уроках они побывали и какой параграф в учебнике они прошли. Стоит сказать, что я намеренно не стала сдвигать парты для групповой работы, ведь дети наверняка не привыкли к такой обстановке. И коммуникация в группах на моём уроке была ненавязчивой: ребята формально работали в четвёрках, но у них было своё, привычное им рабочее пространство. В общем, я очень старалась создать для детей максимальный комфорт.

Урок начался незаметно - наш разговор с детьми просто и естественно перетёк в другое русло. Ребята продолжили со мной общаться так же, как на перемене. В какой-то момент я даже испугалась этой активности и напористости. Были гипотезы, открытия, вопросы. Открытые глаза, сотрудничество, идеи. А в середине урока я поняла, что на компьютере не та презентация, которая мне нужна, а черновая. Я ведь работала над ней накануне, но не проверила, тот ли вариант скинула с флешки, поскольку занималась поиском доски, мышки и того самого портрета Н.С.Хрущёва. Да ещё и компьютерщики завели два рабочих стола. Прямо на уроке я призналась жюри, что презенташка не та. Они тоже были в некотором замешательстве, но я услышала: "Да не нужна вам эта презентация". Это меня вдохновило.

Во время урока началась гроза. Я даже помню, как сказала вслух: "Только бы свет у нас не отключили". А впрочем, довольно забавно было бы решать задачи при свете фонариков от мобильных телефонов (конечно же, мы бы стрельнули их у жюри). У моего коллеги Алексея, который параллельно проводил физику в соседнем кабинете, из-за скачков напряжения отказалась функционировать документ-камера, у Елены сквозняк поднял вверх с парт весь раздаточный материал, который потом собирали жюри и фотограф. Уже вечером мы вспоминали это со смехом. У меня на уроке тоже случился сквозняк, жалюзи совершали колебательное движение из-за ветра, и в какой-то момент распахнулись одновременно окно и дверь. Я попросила мальчиков, сидящих на первой парте, закрыть дверь. Скромный ученик Артём как-то неуверенно стал вставать и перемещаться в сторону двери, но в коридоре кто-то среагировал на сквозняк быстрее и закрыл дверь с той стороны. Мне пришлось отметить, что Артём не очень сильно ускорился, и продолжить работу с новым материалом. А вот вопрос по равнозамедленному движению Артём решал уже лучше и даже составил уравнение зависимости. Конец урока был несколько сжат, но я всё же дала группам высказаться и оценить задачи, которые они придумали, решили и оформили. Странно, но они никогда не писали на белой маркерной доске. Им это очень понравилось.

Вернёмся к истории и хрущёвскому лозунгу "Догнать и перегнать". В далёком, но знаменательном для нашей страны 1961 году американский президент Д.Кеннеди сказал: "Мы проиграли русским космос за школьной партой. Мы проиграли советскому учителю". Может быть, финалисты конкурса "Учитель года России - 2017" тоже творят историю на своих уроках с сочинскими детьми? Может быть, наши мысли, дела и идеи отзовутся через много лет чем-то высоким, настоящим и безмерно дорогим? Хотелось бы.

Мне приятно, что члены жюри поняли меня и приняли такой, какая я есть. Я слышу и вижу это по отзывам и оказанному вниманию. Мнение экспертов весьма дорого и ценно. Но ещё более важно моё личное окончательное решение оставить слово "лучший" в названии данного сообщения без кавычек. Ведь у меня получилось самое главное - смотреть с детьми в одну сторону.

приветствую

подписка на блог

что свежего
рубрики
bottom of page